• Новости по rss

    Подписаться Подписаться на новости
  • Сложные и простые ситуации

    Механика двигателей

    Сложные и простые ситуации Вероятность попадания водителя в происшествие во многом зависит от способности его предвидеть, прогнозировать развитие дорожной ситуации. В связи с этим приобретают особую важность следующие аспекты:
    осознание объективной логики развития дорожной ситуации; отработанность логики собственного поведения. От осознания объективной логики развития ситуации зависит правильность оценки и своевременность действий водителя. Логика же собственного поведения определяет правильность его действий. Важно также, чтобы логика этих действий была понятна другим участникам движения.
    Удивляет иногда тот факт, что молодые водители, время реакции которых составляет 0,25 с, попадают в опасные ситуации и ДТП чаще, чем пожилые, у которых время реакции в 4 раза больше. Однако основное значение имеет не время реакции на возникшую опасность, а способность водителя предотвратить или предугадать создание таковой. А для этого нужен опыт — умение правильно предсказывать развитие ситуации и определить начало ее усложнения.
    Вспоминается такой случай. Ехали мы как-то с водителем «Газели» из лаборатории безопасности движения МАДИ по Ново-Рязанскому шоссе. Едем согласно Правилам движения по правой полосе. Вдруг шедший впереди нас метров за 300 начал замедлять ход, притормаживать и, наконец, остановился, почти съехав на обочину. Стоит 2, 4, 7 с. Мы быстро приближаемся. ¦Возьмите левей», — говорю я водителю. «Да что вы, — отвечает, — проскочим». Интуитивно приготавливаюсь к возможному удару нашего автомобиля о «Газель», так как если при нашей неизменившейся траектории у него откроется левая дверь, она окажется как раз на уровне головы переднего пассажира, т. е. моей головы.
    Но водитель, видимо, приняв во внимание мой совет, делает маневр объезда стоявшего вот уже 10—12 с автомобиля. И вдруг... Только фары нашей машины поравнялись с задним бортом «Газели», резко открылась водительская дверь... Вот бы и проскочили! Я был втройне доволен: прогнозы оправдались, мы были живы, да и водитель наш кое-чему научился.
    После проезда «внешне безопасного» автомобиля он еще долго допытывался, как это удалось так точно предугадать все действия водителя «Газели». А в этом не было ничего необычного. Ход моих рассуждений был следующим. Если автомобиль остановился, значит, из него кто-то может выйти. В правую дверь никто не выходит, из кузова никто не выпрыгивает. Значит, водитель либо решил отдохнуть « подкрепиться, не вылезая из автомобиля, либо застегивался, надевал шапку, собирал документы и т. п., поэтому прошло столько секунд, прежде чем открылась коварная дверь.
    Опытные водители знают, что летом их коллеги и пассажиры «выскакивают» из дверей автомобиля очень быстро — почти одновременно с остановкой, а осенью и зимой этот процесс, естественно, затягивается.
    Некоторые ДТП происходят иногда потому, что водитель не очень хорошо знает, как же движется на плоскости дороги его автомобиль. Много раз в течение поездки легковые и грузовые автомобили меняют совместно полосы движения. И вдруг зацепились друг за друга боком. Почему это произошло? Водитель грузовика забыл, что хотя при смене полосы его тягач уже вышел на нужную траекторию, прицеп же еще только завершает маневр. И поэтому, спеша встроиться в ряд, он виляет и своим «хвостом» бьет другой автомобиль.
    Такие экстремальные ситуации создаются только людьми, которые не заставляют себя подумать о статических и динамических габаритах автомобилей. Опытный же водитель, начав работать на автомобиле другой марки, точно разметит, на какой скорости и при каком маневре необходима различная площадь дороги. Для этого он выбирает площадку, устанавливает очень легкую палочку, которая сваливается от малейшего прикосновения, и начинает с различными скоростями проезжать мимо нее, стараясь прикоснуться, но не наехать. Это упражнение необходимо отрабатывать до полного автоматизма. Несложная отработка в свободных условиях очень помогает избежать тяжелых последствий при экстремальных ситуациях.
    Был случай, когда внезапно на дорогу из двора выехали санки с ребенком. Опытный водитель автомобиля, двигавшегося по переулку, увидев, что справа и слева по проезжей части санки не объехать, решил направить свой автомобиль между мачтой освещения и домом. Все остались целы и здоровы. На автомобиле не оказалось ни одной царапины, хотя суммарный зазор по бокам автомобиля не превышал 15 см. А эта величина — предел точности определения водителем совпадения фактической и теоретической траектории-движения. Избежать происшествия ему помогло хорошо развитое чувство габаритов автомобиля.
    С ростом профессионального мастерства в ходе постоянного контакта с различными комбинациями дорожных ситуаций у водителя развивается определенный уровень логических связей. Виды дорожно-транспортных ситуаций многообразны по форме, по количеству участников и по времени развития. Так же многообразна и логика поведения водителя, которая может обеспечить уровень необходимой безопасности. Дать рецепты на все случаи жизни невозможно. Поэтому главное — научить водителя думать за рулем.