• Новости по rss

    Подписаться Подписаться на новости
  • Коленчатые валы

    Механика двигателей

    Коленчатые валы

    Основными дефектами коленчатых валов являются эллиптичность, конусность, уменьшение диаметра, царапины и риски шеек, трещины, скручивание, изгиб и поломки.

    При дефектации коленчатые валы осматривают в лупу шестикратного увеличения, подвергают керосиновой пробе, магнитной и рентгенографической дефектоскопии. Кроме того, определяют величины износа шеек, характер изгиба оси коленчатого вала и степень его скручивания.Коленвал

     

    Рис.1. Замер износа коленчатого вала

    Обмер шеек вала производят в четырех направлениях по диаметру (рис. 9.2): а-а — по вертикали, в-в — по горизонтали,   с-с и d-d — под углом 45° к вертикали и горизонтали. Полученные данные помещают в таблицу и сравнивают с нормами допускаемых износов.

    Наибольший допускаемый износ на эллиптичность и конусность определяют по формулам:

    а)      для рамовых шеек Δd = 0,00078 D+ 0,03 мм;

    б)      для мотылевых шеек Δd = 0,00078 D + 0,05 мм, где D — диаметр шейки, мм.

    Направление и величина изгиба оси коленчатого вала определяется способом замера просадки рамовых шеек и раскепов мотылей вала. Просадку рамовых шеек определяют при открытых коренных подшипниках (рис. 9.3). Над каждой рамовой шейкой устанавливают контрольную скобу. На скобах нанесены номера подшипников и величины нормальных зазоров  аКоленвал, посадка

    Рис. 2. Замер просадки коленчатого вала:

    1 — скоба;

    2 — рамовая шейка вала;  

    3 стенки постели рамового подшипника;

    4 место измерения зазора щупом

    между шейкой вала и языком скобы. Указанный зазор замеряют щупом. Результаты замеров заносят в табл. 1.

    Таблица 1

    Таблица замеров величин просадок рамовых шеек

    Результаты

    замеров

    Номер подшипников

    1

    2

    3

    4

    Направление

    нос

    корма

    нос

    корма

    нос

    корма

    нос

    корма

    Заводской обмер

     

    Очередной

    обмер

     

    Величина

    просадки

    а

     

    а

     

     

    а1

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Примечание. Счет рамовых шеек идет от носа к корме

    коленвал, изгибРаскеп или расхождение щек вала возникает вследствие его деформации, вызванной неравномерной посадкой вала. По величине и знаку раскепа судят о размере и направлении деформации вала. Раскеп определяется как разность расстояний между щеками мотыля в двух его диаметрально противоположных положениях, т. е. АБ Рис. 3. Раскепы измеряют в

    вертикальной и горизонтальной плоскостях. Из рис. 3, а видно, что рамовые подшипники опущены и поэтому середина вала изогнута вниз. При этом расстояние А больше расстояния Б. В таком случае раскеп А Б считается положительным. При прогибе середины вала вверх расстояние А будет меньше расстояния Б и раскеп окажется отрицательным. Раскеп горизонтальной плоскости считается положительным, если расстояние между щеками мотыля при нахождении его на левом борту больше расстояния между щеками мотыля на правом борту. Замеры раскепов производят индикатором или микроштихмасом с точностью до 0,01 мм в четырех положениях мотыля 0, 90, 180 и 270°. При неснятых механизмах движения измерения производят на максимально возможном угле поворота коленчатого вала. Результаты замеров заносят в табл. 2.

     

    Таблица 2

    Таблица замеров раскепов

     

    Положение мотылей

    Расстояние между щеками мотыля

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Верхняя мертвая точка

     

    Нижняя мертвая точка

     

    Разность замеров

    (раскеп)

     

    Правый борт

     

    Левый борт

     

    Разность замеров

    (раскеп)

     

    А

     

    Б

     

    А-Б

     

     

     

     

     

     

     

    Различают раскепы ремонтные, эксплуатационные и предельно допустимые. Размеры их ΔL установлены в зависимости от величины хода поршня S: при укладке вала ΔL = 0,0001 S мм; при эксплуатации ΔL = 0,00015 S мм; предельно допустимые ΔL =0,00025 S мм.

    Для определения скручивания вала его укладывают на призмы. На одной из мотылевых шеек устанавливают индикатор на ноль. Затем индикатор перемещают к другим шейкам, лежащим в той же плоскости. Скручивание вала в градусах на расстоянии между серединами замеряемых шеек определяют по формуле

    a=57δ/r,

    где δ — разность показаний индикатора, мм;

          r — радиус мотыля, мм.

    У коленчатых валов неравномерный износ, царапины и риски шеек устраняют опиловкой, проточкой и шлифовкой. При значительном износе шейки наращивают металлизацией или электронаплавкой и обрабатывают. Изогнутые валы правят, а сломанные восстанавливают сваркой или заменяют новыми. После правки и заварки производят термическую обработку, а затем проверку формы и размеров коленчатых валов.