• Новости по rss

    Подписаться Подписаться на новости
  • Мегатоннель

    Механика двигателей

    Мегатоннель

    Тоннели значительно сокращают транспортные расстояния. В мире существуют тысячи и тысячи километров тоннелей, проложенных в горах, под руслами рек и даже под морским дном. В наше время их строят при помощи огромных тон машин (ТПМ). С ними прокладка тоннелей стала быстрее и безопаснее, чем в те времена, когда горнякам приходилось работать лопатами, отбойными молотками и взрывчаткой.

     

    транспортер

    Измельченную породу уносит ленточный транспортер. Если его лента заканчивается далеко от входа в тоннель, то породу грузят на железнодорожные платформы.

     

    сегменты тоннеля

    Чтобы предохранить тоннель от обрушения, его стены облицовывают железобетонными сегментами (тюбингами), которые стыкуют в тоннельное кольцо при помощи домкратов. Кольца собираются при отделке тоннеля.

     

    пневматический домкрат

    Мощные пневматические домкраты, или пневмоцилиндры, давят на стены для изменения направления проходки тоннеля. Другие домкраты упираются в последнее кольцо отделки тоннеля, толкая ТПМ вперед.

     

    механический червь

    В природе корабельный червь точит дерево. ТПМ, его механическая версия - это многотонная металлическая труба, наполненная машинами и оборудованием. Режущий диск, вращаясь, вгрызается в скальную породу. По ленте транспортера порода перемещается в хвостовую часть машины.

     

    альпийский тоннель

    Новый Готардский железнодорожный тоннель через Альпы (показан желтым) намного прямее, чем извилистый старый тоннель (показан красным). После окончания строительства путешествие на поезде из Швейцарии в Италию станет намного быстрее.

     

    скорость и направление

    Работой и движением ТПМ управляет оператор. Правильный курс он выверяет по лазерным оптическим приборам. В зависимости от вида скальной породы средняя скорость ТПМ около 70 см/ч -в 50 раз медленнее улитки.

    Ножевая головка скоблит скальную породу режущими дисками из сверхпрочной стали. Диски очень быстро изнашиваются на твердой породе. Их заменяют через каждые 500 м.